Канны (25 марта 2001)  

В прошлом году Фредерик Дифенталь приветствовал в Каннах 10 миллионов зрителей «Такси 2». В этом году он вернулся сюда, чтобы представить новый фильм Рауля Рюица «Сильные духом». Он играет Фирмена, молодого человека, землевладельца, импульсивного материалиста и жениха Терезы, которую играет Летиция Каста. Мы встретили актёра за несколько часов до последнего выхода на красную дорожку.

Как произошла ваша встреча с Раулем Рюицем?
- Очень просто, после прочтения сценария... По правде говоря, мне это показалось забавным: «Жан Жьоно, Рауль Рюиц, Летиция Каста, Ариелль Домбазль»... и я, с учетом, что моё имя вообще можно заклеить, даже если я совершено не чувствую себя стеснённым. Итак, мною заинтересовались, это не было удивительным, но было довольно неожиданным. И я думаю, что это лишь поэзия, что каждый актёр хочет неожиданности. Это то, что заставляет вас пошевелиться в своей работе, время, когда вы ждёте вещей, когда вы делаете то, что может повториться, то, что вдруг заставляет действовать, это точно! Когда я читал сценарий, я был так захвачен и этой историей и тем, что мне её предложили. Я сказал себе, что смогу показать другое. Я всегда стараюсь играть по-разному. В противоположность «Такси», в фильме «Шесть» более драматичное напряжение. Там, мне нравилось погружаться в чёрный мир, играть с определённой долей серьёзности и спрашивать себя: «Достаточно ли хорошо я вхожу в роль?» Думаю, это прошло, и то же самое с «Сильными духом». Здесь есть композиция, есть, что играть, и я играю ради этого. Это игра, мы словно играем в ковбоев и индейцев.

Как вы работали над персонажем Фирмена?
- Ориентиров уже было много: эпоха, его занятие, он – кузнец, и потом одежда, которая действительно много значит. Даже когда играешь современного персонажа, важно найти его особенный имидж, потому что, одевая однажды его костюм, у тебя появляется определённое отношение к герою, и это помогает лучше его представить.
Фирмен – герой многогранный. Я напоминал себе: « Прежде всего, он молод душой, симпатичен. Нужно, чтобы в конце этой истории люди пришли к выводу, что этому мужчине сорок лет, хотя, на самом деле, ему нет и тридцати. Мне хотелось, чтобы они прочувствовали эту внезапную старость потому, что на самом деле один год жизни человека соотносится к трём. Что меня сразу тронуло в нём, так это его непосредственность. Когда он злится, это происходит против его воли, в силу его безрассудности. Он рос один, он очень горд, материален и практичен. У него есть цель, и он не думает о последствиях своих поступков. Он думает о ней, о своей маленькой семье, и бросается в омут. Несмотря на все его положительные качества, он мог бы посочувствовать человеку подлому, но уже заплатившему за свои злодеяния, он умеет сострадать. Именно это мне и было интересно показать. Таких моментов много, так много, что актёр должен стараться работать над этим и более или менее быть готовым ко всему.

Сам по себе Рауль Рюиц – манипулятор. Не потеряли ли вы своих ориентиров с этим насмешливым и увлечённым игрой режиссёром?
- Да, он очень увлечён игрой, но мы ему доверяли. Кстати, он сам играл, когда снимал короткометражные фильмы на DV, небольшие истории с Летицией, Ариелль и ещё с Кристианом Вадимом. Это было своеобразной репетицией без текста. Он адаптировал ту же историю и тех же персонажей, но в наши дни и в Париже. Он всё переставил, но для нас это была возможность проникнуть в его мир, даже для Ариелль (так же как и для Джона Малковича или Кристиана Вадима), которые уже снимались у него. Не было какой-то кастовости. Рауль работал с очень многими актёрами, и, думаю, большинство из них хотели бы работать с ним ещё. Когда я встретил этого человека, то нашёл его очень интересным. И потом у него есть талант жонглировать со случаем. Ему суждено превращать случаи и события жизни в яркие образы. Это невероятно. В кино есть два почерка: сценария и режиссуры. У нас была база очень простого сценария, начало, середина и конец – понятны, очень доступны и просты. Как часто говорят, всё гениальное – просто (в оригинале: простое – самое лучшее (прим. пер.)) И потом у Рауля есть способность это усложнять. Но если усложнить историю с самого начала, изменить сам уровень, то ничего не будет понятно, в том числе и сами персонажи...

Летиция Каста сказала, что считает вас своим старшим братом.
- У нас сложились отношения двух школьников, собравшихся во дворе после уроков, чтобы повеселиться. Когда человек от природы великодушен, открыт и не считает себя пупом земли, он несёт только добро. Если у актёра нет этих качеств, он может посещать все курсы, которые сможет, сыграть во всех фильмах, в которых захочет, но... Думаю, чтобы преуспеть в этой профессии нужно либо уметь слушать и понимать, либо быть полным эгоистом. А между двумя этими золами лишь пошлость, безвкусица. Летиция относится к первой категории. Даже тишина в сцене – говорящая потому, что до этого была жизнь. Потому, что здесь нет барьеров и, прежде всего, всё реалистично, сцены – это продолжение жизни. И иногда, как не парадоксально, но вне съёмочной площадки мы забавляемся, а потом идём играть страшные вещи. Два наших персонажа в фильме – положительны. И это тоже забавно. Это ужасно: прекрасно ладить с кем-то (смеётся) и быть обязанным причинять ему боль во время работы.

Какие у вас планы?
- Их много! У меня была свобода выбора как раз до последнего лета, когда начались съёмки фильма Рауля... До этого фильма у меня были проекты, которые я принял, хорошие фильмы, в которых я хотел бы сниматься и режиссёры, с которыми я хотел бы работать. Но даже если бы моё окружение подумало бы, что мне важно окунуться в эти проекты, я бы всё равно отдал предпочтение фильму Рауля. У меня было чувство, что я начинаю что-то более важное для себя, чем всё это. Мне бы хотелось встретить всех этих людей и позже, в других фильмах. Были, конечно, и вещи, которые мне совсем не нравились, и всё же... Мне нужно было время, так как я был слишком загружен. Но я не уезжаю в отпуск. Сейчас я тружусь над производством короткометражных фильмов, я учусь этому искусству, чтобы суметь осуществить другие, интересные мне, проекты, и мне нравится этим заниматься. В жизни должен быть курс. Я прошёл один из них в фильме «Такси», который подарил мне невероятный успех. Спустя четыре года, фильм Рауля – это нечто другое, то, сколько его будут помнить, будет зависеть от того, как его примет публика. Не знаю, что будет дальше, но, по-моему, этот момент и этот фильм очень важны. В будущем у меня будут проекты, но ещё слишком рано говорить о точных датах.

Интервью провёл Jean-Luc Brunet (Жан-Люк Брюне)

© Перевод Le ViCE

Hosted by uCoz